Главная | Наследовательное право | Способы пресечения недобросовестной конкуренции

Провинциалы

Еременко, кандидат юридических наук. Понятие недобросовестной конкуренции по российскому конкурентному праву По Закону о конкуренции ст. Следует признать, что данное определение не является правовым. Это экономическое понятие, наиболее близко подходящее по своему содержанию к понятию "совершенной конкуренции". Представляется вполне очевидным, что данное понятие - лишнее в Законе о конкуренции; в противном случае невозможно понять, почему законодатель не сформулировал понятие "монополия", а ограничился лишь понятием "монополистическая деятельность".

Уместно напомнить, что совершенная конкуренция является абстрактной моделью, используемой учеными-экономистами при анализе различных рыночных ситуаций. Легальное, то есть законодательное определение недобросовестной конкуренции - редкость в мировой практике. Среди промышленно развитых стран это понятие присутствует лишь в законодательстве Швейцарии. Определение понятия недобросовестной конкуренции присуще, как правило, законодательствам тех стран, которые впервые приняли такие законы или вновь возобновили, после определенного перерыва, правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции.

Так, в польском Законе о борьбе с недобросовестной конкуренцией от 16 апреля г. Далее закреплен примерный перечень недобросовестных конкурентных действий. Данное определение недобросовестной конкуренции имеет самый общий характер и в принципе отсылает к ст. В законах ряда государств сформулирован общий запрет правонарушения в данной области, так называемый генеральный деликт, без специального определения понятия недобросовестной конкуренции.

Так, в Законе ФРГ против недобросовестной конкуренции от 7 июня г. В соответствии с ним к лицу, которое в деловом обороте в целях конкуренции осуществляет действия, нарушающие добрые обычаи, может быть предъявлен иск о прекращении действий и возмещении вреда. Норма об общем запрете недобросовестной конкуренции сопровождается в этом Законе рядом специальных сингулярных деликтов.

Следует особо указать, что в законах, где предусмотрено легальное определение понятия недобросовестной конкуренции, последнее играет роль общего запрета правонарушения генерального деликта. В российской правовой литературе практически отсутствует анализ легального определения недобросовестной конкуренции. Продолжается использование этого термина в самом широком смысле, включающем в это понятие, например, отдельные монополистические действия формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение конкурирующих лиц против третьих конкурентов или против потребителей , методы силового воздействия на международной торговле.

При этом автор данной публикации неоправданно расширяет это понятие, включая в него, помимо недобросовестной конкуренции, монополистическую деятельность или ограничительную деловую практику , а также контрафакцию, то есть нарушение права на изобретение и товарный знак. Здесь применение термина "недобросовестная конкуренция" наблюдается в самом широком смысле, что приводит к недопустимому смешению понятий "недобросовестная конкуренция" и "монополистическая деятельность".

Вместе с тем понятие "недобросовестная конкуренция", принятое в российском законодательстве в результате внесения изменений в Закон о конкуренции в г. Общее определение недобросовестной конкуренции дополняется примерным перечнем недопустимых форм недобросовестной конкуренции, предусмотренных ст. Данной правовой конструкции недобросовестной конкуренции в общих нормах гражданского права соответствует общий генеральный деликт, предусмотренный ст.

Как явствует из вышеизложенного, принятая в Российской Федерации правовая конструкция недобросовестной конкуренции широко распространена в мировой практике. Вместе с тем она имеет свои особенности. Судя по определению недобросовестной конкуренции, лицами, которые могут быть привлечены к ответственности за недобросовестную конкуренцию субъектами правонарушения , являются только хозяйствующие субъекты, то есть граждане-предприниматели и юридические лица.

При этом потерпевшими лицами также считаются хозяйствующие субъекты граждане-предприниматели и юридические лица , являющиеся конкурентами правонарушителей. Правонарушением считаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. При этом предпринимательской деятельностью согласно ст.

Способы пресечения недобросовестной конкуренции покинули Эрли

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе ст. Следовательно, такие понятия, тесно связанные с нормами этики и морали, должны оцениваться правоприменительными органами исходя из конкретных обстоятельств дела. Условием признания какого-либо действия недобросовестной конкуренцией является причиненный вред. При этом вред подразделяется на убытки, которые уже наступили в имущественной сфере конкурента, или могут наступить в будущем, если не пресечь правонарушение, а также на ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов - конкурентов.

Исходя из общих условий наступления гражданско-правовой деликтной ответственности, ответственность за недобросовестную конкуренцию является ее разновидностью; к другим условиям ответственности за недобросовестную конкуренцию относится вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности, а также причинная связь между противоправным действием и причиненным вредом.

Недобросовестная конкуренция.

Кроме того, в ст. Следует отметить, что в области права на защиту от недобросовестной конкуренции существует дополнительное условие ответственности - наличие так называемого конкурентного правоотношения. Данный вывод следует из положения о том, что при совершении недобросовестной конкуренции вред может причиняться только хозяйствующим субъектам - конкурентам. В этой связи возникает проблема определения видов предпринимательской деятельности, в которой заняты хозяйствующие субъекты - конкуренты, предлагающие на определенные товарные рынки идентичные или сходные товары услуги.

Таким образом, в делах о пресечении недобросовестной конкуренции определяющим является тот факт, что хозяйствующие субъекты непосредственно находятся в конкурентных отношениях. Оценивая содержание понятия "недобросовестная конкуренция" в российском конкурентном праве, необходимо указать на некоторые недостатки, присущие, на мой взгляд, этому понятию. Субъективная сторона проявления недобросовестной конкуренции характеризуется умышленными действиями: Данное обстоятельство, по сути дела, означает, что при возложении гражданско-правовой ответственности истец обязан представить суду доказательства умышленной вины ответчика.

Это довольно жесткое правило , снижающее эффективность пресечения недобросовестной конкуренции, поскольку в других странах, например, принимается в расчет любая форма вины - как умысел, так и неосторожность. В российском определении недобросовестной конкуренции сделана жесткая привязка к понятию "конкурент". Это означает, что российский закон нацелен на защиту только интересов предпринимателей-конкурентов. В других правовых системах используются более широкие понятия: Иными словами, речь идет также и о защите публичных интересов, то есть интересов потребителей.

Удивительно, но факт! Помимо таких способов пресечения недобросовестной конкуренции как предписание антимонопольного органа, контрреклама, отзыв товара от потребителя, недействительность сделок, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления для повышения эффективности указанных способов при применении на практике необходимо постоянное взаимодействие государственных органов, занимающихся проблемами недобросовестной конкуренции, защиты интеллектуальной собственности, таможенных и иных органов между собой. Когда необходимо привлекать адвоката, если Вас обвиняют в недобросовестной конкуренции.

Как известно, в действующем российском законодательстве права потребителей охраняются специальным законом. Вместе с тем не следует забывать, что одной из форм недобросовестной конкуренции, указанной в ст. Следовательно, в рассматриваемом нами случае определение недобросовестной конкуренции входит в противоречие с формами недобросовестной конкуренции, что в целом также снижает эффективность пресечения недобросовестной конкуренции.

Как известно, в определении недобросовестной конкуренции указаны, наряду с обычаями делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости, представляющие собой нормы этики в бизнесе. Однако приведенные выше понятия являются довольно-таки разнородными. Обычаи делового оборота могут сложиться таким образом - и быть при этом законными с точки зрения гражданского права, - что войдут в противоречие с более высокими требованиями этических норм. Представляется логичным отдать предпочтение каким-либо одним требованиям, например требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, дабы избежать в будущем противоречивых оценок при квалификации недобросовестной конкуренции.

Представляется целесообразным коснуться и вопроса о содержании права на защиту от недобросовестной конкуренции. По своей природе право на защиту от недобросовестной конкуренции относится к разряду субъективных гражданских прав, носящих абсолютный характер. В статике право на защиту от недобросовестной конкуренции осуществляется путем выполнения правовых запретов неопределенным кругом лиц третьими лицами , то есть это соблюдение правовых норм, правомочий субъектов.

В динамике, то есть в случае причинения вреда потерпевшему от недобросовестной конкуренции, возникает конкретное деликтное обязательство. Его объектом является возмещение, которое деликвент причинитель вреда обязан предоставить потерпевшему. Такое возмещение выступает, как правило, в форме возмещения убытков, а также компенсации морального вреда. В подобных случаях также может применяться такой способ защиты гражданских прав , как пресечение действий, нарушающих право на защиту от недобросовестной конкуренции или создающих угрозу его нарушения.

Вместе с тем, учитывая наряду с общим определением недобросовестной конкуренции также перечень форм недобросовестной конкуренции ст. Согласно второму абзацу ст. Как известно, деловая репутация - это личное неимущественное право, относящееся, в соответствии со ст. В результате изменений, внесенных в Закон о конкуренции в г. Но результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, согласно ст.

Содержание исключительных прав существенно отличается от права на защиту от недобросовестной конкуренции. Их охрана построена на иной основе и обеспечивается, кроме отдельных положений действующих частей ГК РФ, специальными законами например, Патентным законом, Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Законом об авторском праве и смежных правах. Дискредитация конкурента Рассмотренное ранее определение недобросовестной конкуренции устанавливает общий запрет недобросовестной конкуренции, то есть генеральный деликт.

Данный перечень не является исчерпывающим и в дальнейшем, по мере необходимости, может быть дополнен законодателем. Этот перечень может быть расширен и в результате деятельности правоприменительных органов, поскольку по мере продвижения к рыночной экономике в российской практике могут проявиться и другие недобросовестные конкурентные действия. Дискредитация конкурента как форма недобросовестной конкуренции открывает этот примерный перечень недобросовестных конкурентных действий.

Как следует из вышеизложенного, ответственность за этот вид недобросовестных конкурентных действий может наступить за возможность причинения убытков конкуренту или нанесения ущерба его деловой репутации. Иными словами, для возложения ответственности не требуется, чтобы лицо, распространяющее такие сведения, действительно причинило убытки или имело намерение их причинить, поскольку должна приниматься во внимание даже вероятность такого причинения.

При этом распространяемые сведения должны быть ложными, неточными или искаженными. Формы распространения таких сведений могут быть самыми различными: Ложность, неточность или искаженность распространяемых сведений предполагает дискредитацию как предпринимательской деятельности конкурента его товаров, услуг , так и собственно его деловой репутации личные качества последнего. Таким образом, данное правонарушение в сфере недобросовестной конкуренции можно отнести к такой широко встречающейся в мировой практике форме, как дискредитация конкурента.

В соответствии с абз. Также недобросовестной признается реклама, содержащая высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента конкурентов вторая часть пункта 1 ст. Кроме того, сведения, порочащие какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар, могут быть признаны, согласно ст. При этом лица, которым стали известны сведения, порочащие их честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд, в том числе с требованием об опровержении неэтичной рекламы.

Наиболее спорной при анализе упомянутых выше норм является проблема толкования понятия "деловая репутация" хозяйствующего субъекта.


Читайте также:

  • Квалификация разбоя и грабежа
  • Бизнес скорая юридическая помощь
  • Заявление в суд о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением