Главная | Земельные вопросы | Могут ли земельный спор быть рассмотрен в третейском суде

Лекция 1. Понятие и виды земельных споров, особенности порядка их разрешения

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров Новая редакция Ст. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд ч. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд п.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Удивительно, но факт! В тоже время общеизвестной является и альтернативная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде п. Согласно правовой позиции КС РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод ч. Семашко" решения постоянно действующего третейского суда "Международный арбитраж" при НП "Международная комиссия по урегулированию неправительственных споров" от Причина включения этого правила в главу IX ЗК с точки зрения законодательной техники не совсем ясна. Дело в том, что уже в предшествующих статьях - в п. Возможно, включение в ст. Не исключено, что включение положения пункта 1 в ст.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи земельного спора на разрешение в третейский суд. С 27 июля г. Статья 5 Закона о третейских судах устанавливает условия, необходимые для рассмотрения спора третейским судом: Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей компетентного суда единолично в течение одного месяца со дня поступления заявления в компетентный суд п.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством третейские суды по общему правилу обладают "параллельной" или "альтернативной" предметной компетенцией по спорам из гражданских правоотношений, которая соответствует, но не конкурирует с подведомственностью предметной компетенцией по гражданско-правовым спорам государственных арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Правовая природа третейского разбирательства и компетенция третейского суда в сфере недвижимости: В процессе применения п.

Если же стороны оговорили возможность обжалования такого решения, то сторона, обратившаяся с заявлением о его отмене, не может рассчитывать на то, что компетентный суд будет изучать вынесенное решение на соответствие его конкретным нормам материального права. В отношении последних на высоком теоретическом уровне высказался в своем Определении Ленинский районный суд г. Томска от 1 октября г.

Из смысла действующего процессуального законодательства можно сделать вывод о том, что, прибегая к понятию "основополагающие принципы российского права", компетентный суд не должен заниматься проверкой правильности применения третейским судом норм материального и процессуального права, то есть не должен выполнять своеобразную кассационную функцию по отношению к решениям третейского суда.

Удивительно, но факт! Предметом рассмотрения арбитражного суда могут быть иски об установлении юридических фактов.

Даже если третейский суд неправильно применил нормы материального или процессуального права, это не означает, что такое решение в силу этого одного обстоятельства подлежит отмене. В компетенцию суда, рассматривающего заявление об отмене решения третейского суда, входит не проверка правильности применения норм материального или процессуального права, а соблюдение основополагающих принципов права, то есть его основных начал, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой общезначимостью.

Таким образом, далеко не всякое нарушение норм материального или процессуального права можно рассматривать в качестве нарушения основополагающих принципов права. Само по себе нарушение правовых норм еще нельзя рассматривать в качестве очевидного свидетельства нарушения правовых принципов. КС РФ в своем Постановлении от 26 мая г.

N П ответил на этот вопрос утвердительно, приведя развернутое обоснование своей позиции. Это, однако, не означает, что Конституция РФ исключает тем самым возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов, действующих в качестве институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями. Предоставление заинтересованным лицам права по своему усмотрению обратиться за разрешением спора в государственный суд суд общей юрисдикции, арбитражный суд в соответствии с его компетенцией, установленной законом, или избрать альтернативную форму защиты своих прав и обратиться в третейский суд - в контексте гарантий, закрепленных ст.

Стороны спора, заключая соглашение о его передаче на рассмотрение третейского суда и реализуя тем самым свое право на свободу договора, добровольно соглашаются подчиниться правилам, установленным для конкретного третейского суда. В таких случаях право на судебную защиту, которая - по смыслу ст. Основанная на положениях Конституции РФ возможность разрешения гражданско-правовых споров посредством третейского разбирательства закреплена в гражданском законодательстве и соответствующих процессуальных нормах, предметом регулирования которых обусловлено и использование применительно к третейскому разбирательству как альтернативной форме защиты гражданских прав термина "суд".

Исходя из этого ч. Соответственно, в силу п. Возможность рассмотрения третейским судом гражданско-правовых споров конкретизирована в ЗК, закрепляющем право сторон передать земельный спор на разрешение в третейский суд п. Передача спора, который возник или может возникнуть между сторонами какого-либо конкретного правоотношения, на рассмотрение третейского суда остается альтернативной формой защиты права и не превращает сам по себе порядок третейского разбирательства в собственно судебную форму защиты права, равно как и не порождает иных юридических последствий, помимо предусмотренных законом именно для третейского решения, которое - в силу юридической природы третейского разбирательства - принимается третейским судом от своего имени, обязательно для сторон на основе добровольного исполнения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами третейского рассмотрения и является задачей государственных судов и органов принудительного исполнения п.

Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность передачи споров по поводу недвижимого имущества на рассмотрение третейских судов п. В отличие от решений государственных судов свойством принудительной исполнимости решение третейского суда наделяется только после прохождения установленных процессуальным законодательством процедур получения исполнительного листа на его принудительное исполнение экзекватуры.

Указанные процедуры предполагают проверку на предмет надлежащего, основанного на законе формирования состава третейского суда, соблюдения процессуальных гарантий прав сторон и соответствия решения третейского суда основополагающим принципам российского права, то есть на предмет соответствия данного частноправового по своей природе акта тем требованиям, которые предъявляются законом для целей принудительного исполнения.

Такая проверка осуществляется только государственным судом общей юрисдикции или арбитражным в процедурах, установленных процессуальным законодательством - главой 47 ГПК РФ и главой 30 АПК РФ - для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или международного коммерческого арбитража, и только если решение третейского суда не исполняется должником в добровольном порядке. Следовательно, если третейский суд при принятии решения об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, которые не участвовали в третейском разбирательстве и не давали на него согласия, то данное обстоятельство является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку такое решение, во-первых, содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, то есть не соответствует закону, а во-вторых - нарушает основополагающие принципы российского права, к каковым в силу ст.

В действующем механизме судебного контроля определение арбитражного суда по заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, которым был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не являющихся сторонами третейского разбирательства, и тем самым нарушен закон, под защитой которого находятся эти лица, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со ст.

Оценивая избранные истцами вещно-правовые способы защиты, давая правовые оценки договорам, на основании которых заявлены требования, характеризуя и классифицируя спорное имущество как объект гражданских прав применительно к положениям ст. Из содержания Закона о третейских судах, а также из позиции КС РФ видно, что применительно к спорам о недвижимости третейский суд может выносить решения, которые затрагивают вопросы возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки.

Другой комментарий к Ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации

Однако главное "неудобство", прежде всего для граждан, во-первых, заключается в том, что возможность заключения между сторонами третейского соглашения ничтожно мала. Причины этого кроются и в области психологии особенно в ожесточенных спорах между смежными землепользователями или участниками долевой собственности , и в непонимании преимущества третейского разбирательства перед разбирательством дела в государственном суде.

Во-вторых, в той части споров, которая связана с обжалованием в суде решений и действия или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, заключение между сторонами третейского соглашения исключено в принципе. В-третьих, "неудобство" третейского суда для граждан и для юридических лиц заключается в необходимости обращения в федеральный или арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа, если ответчик отказывается исполнить решение суда.

Причем требование о предъявлении исполнительного листа предъявляется и Росреестром в случае принятия третейским судом решения о признании права собственности на объекты недвижимости. Таким образом, в действующем правовом регулировании необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет специфику удостоверения прав на него, установленных третейским судом.

Она заключается в обязательности прохождения правообладателем, права на недвижимое имущество которого установлены решением третейского суда, процедуры получения исполнительного листа на его принудительное исполнение. Отсутствие выданного государственным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на недвижимость является основанием для отказа в государственной регистрации такого права в соответствии с абз. По искам о признании права собственности исполнительные листы выдаваться не могут, так как это не иск о присуждении и исполнение он не предполагает.

Решение третейского суда не может быть проверено по существу компетентным государственным судом, а формальные основания проверки могут быть в данном случае совершенно бесполезны.

Кодексы РФ

Таким образом, данная мера не содержит позитивного эффекта и может служить средством реализации злоупотреблений. Сложившийся подход, по мнению Г. Севастьянова, не учитывает как положения правовой доктрины, так и действующее законодательство, а также противоречит смыслу Постановления КС РФ N П п.

Однако нельзя отрицать, что существуют факты, когда отдельные третейские судьи злоупотребляют своими полномочиями и выносят незаконные решения о признании права собственности за конкретными лицами с согласия ответчиков. При этом подобные решения сторонами не обжалуются. Регистрационные органы в целях предотвращения регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании таких решений требуют от лиц, право собственности которых установлено решением третейского суда, представить дополнительно к решению третейского суда исполнительный лист, выданный государственным судом.

Не меньшие неудобства связаны и с применение обеспечительных мер в рамках разбирательства в третейском суде. Участие в двух судебных процессах сначала в третейском, а потом в арбитражном суде , потраченное время и понесенные материальные издержки снижают положительный эффект от прямого обращения в третейский суд, минуя суд государственный.

По этой причине стороне земельного спора необходимо при применении п. Другой комментарий к Ст. Указом Президента РФ от 27 октября г. N "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы" п. ЗК законодательно закрепил это положение и допустил возможность передачи сторонами спора в третейский суд. Тем самым ЗК РФ существенно расширил возможности судебной защиты прав граждан и юридических лиц на земельные участки. Суды рассматривают земельные споры в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, которые предусмотрены в процессуальном законодательстве РФ.

Так, в соответствии со ст. Статья 30 ГПК определяет исключительную подсудность. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Удивительно, но факт! Конфликты, разрешаемые в третейских судах по обоюдному согласию сторон. Составление иска Перед составлением искового заявления лучше взять образец в судебном учреждении, которое должно будет вести разбирательство.

N 6 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом" п. Могут быть также представлены свидетельства о праве на наследство, договоры купли-продажи, дарения, мены, вступившие в законную силу решения суда о признании права собственности на дом или на его часть, план дома, план земельного участка и другие документы, имеющие значение для дела. Подведомственность дел арбитражному суду установлена в ст.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

могут ли земельный спор быть рассмотрен в третейском суде один другим

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке индивидуальные предприниматели , а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя организации и граждане.

Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества ст. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что передача земельного спора на рассмотрение третейского суда допускается только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела.

Порядок образования и деятельности третейских судов определен в Федеральном законе от 24 июля г. Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями ассоциациями, союзами и действуют при этих организациях - юридических лицах.

По общему правилу порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Федеральный закон от 30 июня г. N ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" ст.

В этих целях органы местного самоуправления, в частности, принимают меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам. На эти цели могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора подп. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке п.

Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке. Статья 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которая регулирует вопросы выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривает, что споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом РФ.


Читайте также:

  • Во владимирской области сбили пешехода
  • Судебная практика по признании договора аренды земельного участка
  • Минимальный ущерб от кражи
  • Брачный договор цена в барнауле
  • Образцы заявление о запрете сделок с земельными участками