Главная | Земельные вопросы | Основы предварительного следствия и их задачи

Органы предварительного расследования: понятие и задачи

Понятие бытия, его структура и формы. Органы, осуществляющие предварительное следствие. Задачи, компетенция и система следственных аппаратов Прокуратуры, МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок назначения и освобождения от должности следователей. Понятие и задачи предварительного расследования. Общественно опасные деяния, называемые преступлениями и запрещенные государством, наносят большой вред обществу и отдельным гражданам.

Это террористические акты, убийства, изнасилования, кражи и другие уголовно-наказуемые деяния, совершаемые на территории государства. В редких случаях преступления совершаются открыто и лицо, его совершившее, известно. Как правило, приходится сталкиваться уже с результатами преступления, а иногда нужно устанавливать лиц и пострадавших от преступления, и совершивших его.

Для того чтобы привлечь виновных к ответственности и суд вынес им или ему справедливый приговор, необходимо провести значительную подготовительную работу. Установить факт преступления, собрать доказательства, подтверждающие участие и виновность конкретного лица, обеспечить участие в суде имевших отношение к преступлению лиц: Деятельность специальных государственных органов, направленная на обнаружение и расследование преступлений, и называется предварительным расследованием.

Понятие и признаки его глубоко изучаются в учебном курсе "Уголовный процесс", который является основной профилирующей дисциплиной в подготовке юристов. Основная нормативная база, предусматривающая и регулирующая предварительное расследование, сформулирована и закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ[82].

Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" знакомит с содержанием понятия "предварительное расследование", организацией и построением тех органов государства, которым поручается вести предварительное расследование. Здесь предварительное расследование рассматривается и определяется лишь как одна из функций, осуществляемая государством через свои специально уполномоченные органы. Предварительное расследование является процессуальной деятельностью, которая связана с подготовкой к реализации норм уголовного права и является специфической.

Эта деятельность может осуществляться отдельными существующими органами государства, которые выполняют другие основные функции, отличные от предварительного расследования. Поэтому специальных, выделенных отдельно для выполнения только функции предварительного расследования органов в Российской Федерации нет. На ведение этой процессуальной деятельности органы специально уполномочиваются законом — УПК РФ, круг этих органов достаточно широк, особенно для проведения дознания. Предварительное расследование — это специфическая деятельность по дознанию и предварительному следствию специально уполномоченных законом органов государства, направленная на обнаружение преступлений, установление обстоятельств события преступления и лиц, их совершивших, собирание доказательств и доказывание вины обвиняемого, а также подготовку уголовных дел для рассмотрения в суде.

В предложенном определении делается упор на организационно-функциональный аспект предварительного расследования, необходимый для изучения в данном учебном курсе. Знание органов государства, которые осуществляют функцию предварительного расследования, их устройства, подследственности и выделенного следственного аппарата или подразделений дознания составляет основу этой темы[83]. Предварительное расследование является целенаправленной и организованной деятельностью органов государства и их должностных лиц.

Поэтому оно связано с назначением уголовного судопроизводства в целом и тоже направлено на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Перед органами предварительного расследования стоит задача уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и обеспечение назначения виновным справедливого наказания.

Удивительно, но факт! Общие условия предварительного расследования Общие условия предварительного расследования — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом гл. Орган дознания такого права не имеет.

Содержание уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в ходе дознания или предварительного следствия раскрывается процессуальной деятельностью по уголовному делу дознавателя, следователя или прокурора. Вынесение процессуальных решений, проведение следственных действий и составление процессуальных документов, избрание и применение мер пресечения составляют содержание процессуальной деятельности следователя или дознавателя.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. Тема "Органы, осуществляющие предварительное расследование" является сложной для изучения, так как требует анализа и сопоставления различных нормативных актов, а также организационных и функциональных понятий предварительное расследование и система органов МВД, структура РОВД. Для выполнения этого требуются знания устройства органов, выделяемых подразделений следствия и дознания, и понимание функции предварительного расследования.

Подследственность уголовных дел Предварительное расследование, как процессуальная деятельность, имеет определенный порядок, правила, условия, которые на практике соблюдаются и реализуются дознавателями и следователями. Последовательность действий и порядок принимаемых решений в ходе предварительного расследования позволяют выделить две формы, которые определены в законе ст.

Основной в предварительном расследовании является форма предварительного следствия, что закрепляется в ч.

Задачи предварительного расследования

Предварительное расследование в форме дознания производится лишь в оговоренных законом случаях и по специально указанным видам преступлений ч. Предварительное следствие и дознание, являясь частью предварительного расследования, имеют общие объединяющие их черты. Это связано с тем, что они предусмотрены УПК РФ, осуществляются в связи и по фактам совершенных уголовных преступлений и ряд выполняемых процессуальных действий и принимаемых решений одинаково им предписаны законом.

Предварительное следствие и дознание имеют специфические, отличающие их друг от друга признаки и элементы. Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа, например, органы прокуратуры и органы службы судебных приставов Министерства юстиции РФ или следователи органов федеральной службы безопасности и дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности. Кроме того, отличается объем, сроки, оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами.

Так, по окончании предварительного следствия, как правило, составляется обвинительное заключение ст. Для производства предварительного следствия устанавливается 2-месячный срок и предусматривается неоднократное его продление ст. Для производства дознания этот срок составляет 20 дней и возможность продления его на срок не более 10 суток ч. При определенных условиях органы дознания могут возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия и при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно ст.

По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания направляет дело прокурору. Дальнейшее расследование по этому делу производится в форме предварительного следствия. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

При проведении предварительного расследования возникает вопрос, какой конкретно орган или должностное лицо должны проводить предварительное следствие или дознание? Ответ на этот вопрос дает понятие подследственности уголовных дел ст. Подследственность характеризуется с двух сторон. Она раскрывает свойство возбужденного уголовного дела и определяет относимость дела к ведению конкретного органа следствия или дознания.

Перечень статей УК РФ, данный в различных частях ст. Поэтому подследственность может рассматриваться и как правомочие обязанность органов следствия и дознания проводить следствие или дознание при наличии признаков определенного преступления, закрепленного за ними.

Удивительно, но факт! В этих целях они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий. Органов по контролю за оборотом наркотиков.

Подследственность — это относимость уголовных дел к ведению следователей или дознавателей конкретного органа, осуществляющего предварительное следствие или дознание, порождающая их обязанность проводить по нему все процессуальные действия. В научной и учебной литературе выделяются следующие виды подследственности: При определенных условиях подследственность между дознанием и следствием может изменяться прокурором. При возникновении вопросов о подследственности они также разрешаются прокурором.

Порядок назначения и освобождения от должности следователей Проведение предварительного следствия возлагается на названные в ст. Непосредственно предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи органов прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или следственные подразделения, созданные в рамках системы этих органов.

Чтобы правильно сориентироваться и определить следственный аппарат и следователей, где они работают, нужно внимательно разобраться с системой органов прокуратуры, системой органов федеральной службы безопасности, системой органов внутренних дел, системой органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и структурами их звеньев. Задачи названных органов в целом и задачи следственных подразделений или следователей отличаются и совпадают лишь частично. Следователи и следственные подразделения призваны, в каждом случае обнаружения признаков преступления, принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления ч.

Поэтому они выполняют лишь одну функцию предварительного расследования из возлагаемых на названные органы и решают частично те задачи, которые стоят перед этими органами в целом. Следователь, начальник следственного отдела, следственное подразделение — ключевые понятия этой темы. Учитывая, что они имеют важное практическое значение, понятия "следователь" и "начальник следственного отдела" нашли свое закрепление в ст. Как лицо, являющееся сотрудником определенного органа, например прокуратуры, он имеет должность, звание, место работы и зарплату работника прокуратуры, на которого распространяются правила работы в органах прокуратуры[84].

С другой стороны, следователь выполняет свою специализированную работу по расследованию уголовных дел и наделен определенным кругом процессуальных полномочий, закрепленных в УПК РФ. Осуществление предварительного следствия для следователя является и обязанностью как работника органа и правом наделенного властью лица для движения уголовного процесса в отношениях с другими лицами. Основной круг правомочий следователя определен в ст.

направился основы предварительного следствия и их задачи перед

Но значительная часть действий следователя регламентируется еще ч. С предварительным следствием связан и начальник следственного отдела, который, в отличие от следователя, обладает еще рядом организующих предварительное следствие правомочий и полномочиями контрольного характера по отношению к следователям своего отдела ст.

Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им следственного подразде- ления. С начальником следственного отдела, как должностным лицом, возглавляющим соответствующее следственное подразделение, связано понятие "следственное подразделение". Органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, органы МВД, органы ФС по контролю за оборотом наркотиков имеют свою систему и построение в зависимости от территориальной привязанности, специализации или выполняемых функций.

Система органов может быть связана со звеньевым построением органов по уровню территориальной привязанности, например, Российская Федерация, Федеральный округ, субъект РФ, территориальное деление субъекта РФ. Каждое звено системы органов имеет свою структуру, то есть те подразделения, которые образуют соответствующий территориальный или специализированный орган: Прокуратура Томской области, Следственное управление Следственного комитета при МВД по Западно-Сибирскому федеральному округу, Управление ФС по контролю за оборотом наркотиков имеют структурные подразделения, такие, как управления, отделы, отделения, группы и другие.

В число таких подразделений включаются и следственные подразделения: В низовых звеньях органов, которым поручено ведение следствия, следственные подразделения могут отсутствовать.

Еще по теме § 2. Органы предварительного следствия и их задачи:

Там работают отдельные следователи без организационных объединений. Система следственных аппаратов органов, которым поручено ведение предварительного расследования, определяется по-разному. Следственный комитет при МВД РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления управления, отделы при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления отделы, отделения, группы при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный аппарат строится параллельно системе органов МВД на территории России и его подразделения имеют приставку "при" органах внутренних дел, что подчеркивает их определенную самостоятельность и значение, о чем уже частично говорилось при рассмотрении системы органов МВД. Следственный аппарат органов прокуратуры включен в качестве структурных подразделений звеньев в систему органов прокуратуры, как территориальных, так и специализированных. В низших звеньях органов прокуратуры могут не создаваться следственные подразделения, а функцию предварительного следствия осуществляют непосредственно следователи.

Чтобы в целом представить следственный аппарат прокуратуры, необходимо нарисовать всю систему органов прокуратуры, выделив в получившихся звеньях соответственно следственные: Следственный аппарат Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков также непосредственно связан с системой органов каждой из этих служб[86]. Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности[87], в структуре которого и нижестоящих органов имеются следственные подразделения или должности следователей в составе должностных лиц конкретного низового органа.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков создана недавно на базе Федеральной службы налоговой полиции и подразделений органов МВД, также имеет следственные подразделения в рамках органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, например, Главное следственное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков[88].

Удивительно, но факт! Дознание 2-го вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предварительного следствия, материалы в суд передаются через прокурора с обвинительным актом. Лицам, у которых производится обыск или выемка, и понятым должна быть обеспечена возможность следить за ходом и результатами следственного действия.

На следователей и следственные подразделения органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, МВД, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков возлагается государственная обязанность принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение, меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления ч.

Правовой статус следователя как должностного лица определяется его принадлежностью к определенному государственному органу, сотрудником или работником которого он является. Кто может быть следователем и как им стать — это вопросы работы с кадрами в тех ведомствах, которым предписано осуществлять предварительное следствие. Поэтому порядок назначения и освобождения от должности следователей определяется в каждом из называемых ранее органов отдельно и самостоятельно.

Требования к лицам, претендующим на должность следователя, порядок их назначения на должность, порядок прохождения ими службы, присвоение классных чинов и специальных званий, применение мер поощрения и взыскания, увольнение с должности — все эти положения требуют изучения применительно и к следователям прокуратуры, и к следователям Федеральной службы безопасности, и к следователям МВД, и к следователям Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Упрощает изучение этого вопроса некоторое имеющееся сходство тех положений, которые подлежат изучению. Основные признаки прокурорских работников закрепляются в ст. Так, следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Такая же схема в отношении следователей закреплена в Федеральном законе РФ от 3.


Читайте также:

  • Акт приема-передачи земельного участка для договора купли-продажи квартиры
  • Составление договора купли-продажи недвижимого имущества
  • Соглашение о разделе совместного имущества и долгов
  • Наследство по закону сроки если есть завещание
  • При усыновлении третьего ребенка